Правила составления налоговой отчетности субъектами малого бизнеса СНР по УД

Узнайте о правилах и процедурах расчета налога СМБ в Казахстане для деклараций 910.00, а также о возможных налоговых льготах и вычетах | Новости 1С:БО

Исчисление налога СМБ, декларации 910.00 в 2023 году

29 июн '23

В соответствии с НК РК, правилами составления налоговой отчетности «Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса (форма 910.00), на основании Приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20 января 2020 года № 39 «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления», декларация составляется субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации (СНР по УД).

Для ИП и юридических лиц-резидентов РК, применяющих СНР на основе УД, установлены ограничения (пункт 2, статья 683):

  • максимальный предельный доход – 24 038 МРП (24 038 × 3 450 (МРП) = 82 931 100 тенге);

  • среднесписочная численность работников – не более 30 человек;

  • виды деятельности (пункт 2, 3, 4 статьи 683 НК РК, а также Предпринимательский кодекс РК, ст. 24).

При возникновении случаев несоответствия критериям применения СНР, при переходе налогоплательщика со специального налогового режима на общеустановленный порядок налогообложения, при возникновении условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим, датой начала применения общеустановленного порядка налогообложения является 1 число месяца, в котором возникли такие условия.

Объектом налогообложения является доход, полученный за налоговый период, включающий все виды доходов, полученных (подлежащих получению) в Республике Казахстан и за ее пределами, в соответствии с п. 2 ст. 681 НК РК. При этом следует учитывать, что осуществление ведения налогового учета производится по методу начисления, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения со дня выполнения работ, оказания услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю с целью реализации, а не со дня получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов.

Предельным доходом при применении СНР для СМБ являются доходы (ст. 683, п. 5, 6 НК РК):

  • Для ИП – определяемые в соответствии со ст. 681 «Порядок определения доходов при применении СНР на основе патента, УД или с использованием специального мобильного приложения», доходов в виде прироста стоимости, указанных в статье 330 НК РК, возникающих в связи с реализацией и передачей в уставный капитал имущества, являющегося основными средствами ИП, доходов, определяемых в соответствии со ст. 366 «Доходы ИП», которая отсылает нас в статьи 226-240, корректировок по статьям 241, 287.

  • Для ЮЛ – определяемые в соответствии со ст. 681 «Порядок определения доходов при применении СНР на основе патента, УД или с использованием специального мобильного приложения», совокупного годового дохода с учетом корректировок и уменьшения, предусмотренных ст. 241, 287, 288 НК, определяемого в соответствии с разделом 7 НК РК «Корпоративный подоходный налог» (СГД ст. 226-240, вычеты ст. 243-273, инвестиционные налоговые преференции ст. 274-276, перенос убытков ст. 299-301).

Согласно пункту 2 статьи 684 НК налоговым периодом для применения СНР на основе УД является полугодие.

При применении СНР на основе упрощённой декларации НЕ начисляется социальный налог с доходов работников.

Структура декларации 910.00:

1) Состоит из разделов:

  • Исчисление налога;

  • Исчисление социальных платежей за ИП;

  • Исчисление ИПН и социальных платежей за физических лиц;

  • Сведения о запасах.

2) Имеет приложения:

  • Приложение № 1 «Исчисление налога и социальных платежей по доходам физических лиц» предназначено для исчисления налога и социальных платежей с доходов физических лиц, облагаемых у источника выплаты, за исключением иностранцев и лиц без гражданства.

  • Приложение № 2 «Исчисление ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства» предназначено для отражения сумм доходов, начисленных работникам-иностранцам и лицам без гражданства, сумм исчисленного ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства.

При заполнении строки 910.00.001 «Доход» в декларации необходимо разделить доходы, фактически полученные:

  • путём безналичных расчётов – строка 910.00.001 А (в т.ч. с применением ТИС – строка 910.00.001 А I), фактически полученные безналичным путем, а именно со счёта на счёт, через POS-терминал, QR-платежи, платежи с электронного кошелька на счёт налогоплательщика и т.д. (заполняется на основании банковских выписок);

  • путём наличных расчётов – строка 910.00.001 В (в т.ч. с применением ТИС – строка 910.00.001 В I) заполняется на основании кассовых отчётов.

На территории РК денежные расчеты производятся с обязательным применением ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр (п. 1, ст. 166).

Денежные расчеты – расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек (п. 1, ст. 165).

Платежи наличными деньгами заключаются в физической передаче наличных денег в виде банкнот и (или) монет, являющихся законным платежным средством, лицом, осуществляющим платеж, лицу, перед которым имеется денежное обязательство (п. 5 ст. 25 Закона РК от 26 июля 2016 года № 11-VI ЗРК «О платежах и платежных системах») – строка 910.00.001 В декларации 910.00.

Безналичные платежи и (или) переводы денег, осуществляемые на основании платежных инструментов с использованием банковских счетов, а также без их использования в тенге и иностранной валюте в порядке, определенном Законом РК и нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан (п. 7 ст. 25 Закона РК от 26 июля 2016 года № 11-VI ЗРК «О платежах и платежных системах») – строка 910.00.001 А декларации 910.00.

Платежный инструмент – платежный документ или средство электронного платежа, на основании или с использованием которого осуществляются платеж и (или) перевод денег (пп. 55, ст. 1 Закона РК от 26 июля 2016 года № 11-VI ЗРК «О платежах и платежных системах»).

Платежная карточка – средство электронного платежа, которое содержит информацию, позволяющую её держателю посредством электронных терминалов или других каналов связи осуществлять платежи и (или) переводы денег либо получать наличные деньги, либо производить обмен валют и другие операции, определенные эмитентом платежной карточки и на его условиях (пп. 51, ст. 1 Закона РК от 26 июля 2016 года № 11-VI ЗРК «О платежах и платежных системах»). Таким образом, платежи с использованием платежных карточек с применением POS-терминалов относятся к безналичным платежам и отражаются в декларации по строке 910.00.001 А.

В строке 910.00.003 отражается среднесписочная численность работников за налоговый период. Показатель требуется для подтверждения соответствия установленным НК РК ограничениям по данному критерию.

Расчёт среднесписочной численности работников за полугодие определяется по формуле:

((Ч1 +Ч2 + Ч3 + Ч4 + Ч5 + Ч6) / 6 месяцев), где (Ч1-Ч6) – списочная численность работников за каждый месяц отчетного полугодия. При подсчете численности учитывается количество дней, в течение которых действовал трудовой договор работника в месяце, в отношении к общему числу дней в месяце, с применением общеустановленных правил округления.

В строке 910.00.004 указывается среднемесячная заработная плата одного наемного работника, определяемая по формуле:

((ФЗП1/Ч1) + (ФЗП2/Ч2)+ (ФЗП3/Ч3)+ (ФЗП4/Ч4)+ (ФЗП5/Ч5)+ (ФЗП6/Ч6)) / 6 месяцев, где

ФЗП1 – ФЗП6 – фонд заработной платы наемных работников соответственно за 1, 2, 3, 4, 5 и 6 месяцы.

Сведения о фонде заработной платы работников приводятся также в отчете «Анализ начислений сотрудникам организаций» (показатель – фонд заработной платы).

Показатель строки 910.00.004 исчисляется с целью определения возможности уменьшить исчисленный по упрощенной декларации налог на 1,5 % за каждого работника как предусмотрено в пункте 2 статьи 687 НК РК. Такая корректировка возможна, если средняя заработная плата на одного работника в месяц будет больше, чем:

  • 23 МРП (3 450 * 23) = 79 350 тенге – для ИП;

  • 29 МРП (3 450 × 29) = 100 050 тенге – для юридического лица.

Таким образом, повышается заинтересованность работодателей использовать возможность снижения налоговой нагрузки по ИПН/КПН от деятельности (3 %), оплачивая труд работников выше установленного минимума.

Уплата налогов, исчисленных по итогам предпринимательской деятельности (3 % от общего дохода, с учётом корректировки, в соответствии со ст. 687), осуществляется до 25 числа 2-го месяца после отчетного полугодия.

Уплата налогов, исчисленных и удержанных у источника выплаты с доходов работников и прочих физических лиц, осуществляется на ежемесячной основе не позднее 25 числа каждого месяца.

Кроме этого, продлён мораторий на проверки малого бизнеса до 2024 года.

Мораторий предполагает исключение возможности назначения государственными органами внеплановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и микропредпринимательства, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательно.

Возврат к списку