В Законе РК «О защите прав потребителей» есть точное определение терминам
Потребитель и покупатель – разные правовые статусы. Граждане Казахстана часто путают эти понятия. Выясним в чем существенная разница понятий.
Отличие покупателя от потребителя
30 ноя '22Потребитель и покупатель – разные правовые статусы.
Граждане Казахстана часто путают эти понятия. А между тем, между этими определениями есть существенная разница.
Например, в Законе РК «О защите прав потребителей» есть точное определение:
Потребитель – это физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Потребитель, как правило, приобретает товары, заказывает услуги и работы для личного пользования, для своей семьи либо в подарок для кого-либо, но не для перепродажи.
Отдельного определения для покупателя в законодательстве Республики Казахстане не предусмотрено, хотя «покупатель», как субъект, встречается в гражданском праве регулярно.
Согласно общепринятой терминологии:
Покупатель – физическое или юридическое лицо, которое является стороной сделки, осуществляемой в рамках гражданско-правового законодательства. Предполагается его взаимодействие с продавцами – другими участниками данных сделок.
Покупатель может приобретать товары или пользоваться услугами не только в целях удовлетворения личных потребностей, но также, к примеру, для осуществления предпринимательской деятельности. Он может становиться и продавцом, используя купленные товары или применяя результаты полученных услуг в целях формирования собственных предложений на рынке.
В чем разница между потребителем и покупателем?
Главным отличием является цель заключения договора.
Потребитель может преследовать лишь цель удовлетворить личные, семейные, домашние и иные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью.
Покупатель же может преследовать любые цели, в том числе связанные с предпринимательской деятельностью.
Потребитель не всегда приобретает товар. Заказав ремонт квартиры из своих материалов, человек не станет покупателем (поскольку не получил какую-либо вещь в собственность), однако будет являться потребителем, так как ему будет оказана услуга по ремонту, контрагентом будет являться организация.
Покупатель может приобрести товар у физического лица. Потребитель этого сделать не может. Преамбула закона о защите прав потребителей устанавливает, что продавец, изготовитель или исполнитель – это всегда организация, независимо от её организационно-правовой формы или регистрации как индивидуальный предприниматель.
У покупателя, являющегося юридическим лицом, или же у физического лица, заключившего договор с другим физическим лицом, нет права ссылаться в обоснование своих требований на Закон «О защите прав потребителей». Связано это с тем, что все существенные условия договора можно включить на стадии предварительного согласования (например, пункт о гарантийном обслуживании товара, послепродажном обслуживании и т. д.).
Потребитель является слабой стороной по сравнению с продавцом, а в случае с покупателем, не являющимся потребителем, стороны находятся в относительно равном положении.
Таким образом, потребитель и покупатель – это разные правовые статусы субъекта. При этом оба эти понятия могут включать в себя и разные социальные роли.
Например, в случае, когда родитель покупает для ребенка игрушку, родитель выступает как покупатель, а ребенок – как потребитель.
Профессионалы «1С:БухОбслуживание» помогут разобраться в определении сторон договоров и системе их взаимодействия, в вашем учёте в разрезе договоров, а также специфике взаиморасчётов по договорам.