В Законе РК «О защите прав потребителей» есть точное определение терминам

Потребитель и покупатель – разные правовые статусы. Граждане Казахстана часто путают эти понятия. Выясним в чем существенная разница понятий.

Отличие покупателя от потребителя

30 ноя '22

Потребитель и покупатель – разные правовые статусы.

Граждане Казахстана часто путают эти понятия. А между тем, между этими определениями есть существенная разница.

 

Например, в Законе РК «О защите прав потребителей» есть точное определение:

Потребитель – это физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Потребитель, как правило, приобретает товары, заказывает услуги и работы для личного пользования, для своей семьи либо в подарок для кого-либо, но не для перепродажи.

 

Отдельного определения для покупателя в законодательстве Республики Казахстане не предусмотрено, хотя «покупатель», как субъект, встречается в гражданском праве регулярно.

 

Согласно общепринятой терминологии:

Покупатель  – физическое или юридическое лицо, которое является стороной сделки, осуществляемой в рамках гражданско-правового законодательства. Предполагается его взаимодействие с продавцами – другими участниками данных сделок.

Покупатель может приобретать товары или пользоваться услугами не только в целях удовлетворения личных потребностей, но также, к примеру, для осуществления предпринимательской деятельности. Он может становиться и продавцом, используя купленные товары или применяя результаты полученных услуг в целях формирования собственных предложений на рынке.

 

В чем разница между потребителем и покупателем?

 

Главным отличием является цель заключения договора.

Потребитель может преследовать лишь цель удовлетворить личные, семейные, домашние и иные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью.


Покупатель же может преследовать любые цели, в том числе связанные с предпринимательской деятельностью.


Потребитель не всегда приобретает товар. Заказав ремонт квартиры из своих материалов, человек не станет покупателем (поскольку не получил какую-либо вещь в собственность), однако будет являться потребителем, так как ему будет оказана услуга по ремонту, контрагентом будет являться организация.


Покупатель может приобрести товар у физического лица. Потребитель этого сделать не может. Преамбула закона о защите прав потребителей устанавливает, что продавец, изготовитель или исполнитель – это всегда организация, независимо от её организационно-правовой формы или регистрации как индивидуальный предприниматель.


У покупателя, являющегося юридическим лицом, или же у физического лица, заключившего договор с другим физическим лицом, нет права ссылаться в обоснование своих требований на Закон «О защите прав потребителей». Связано это с тем, что все существенные условия договора можно включить на стадии предварительного согласования (например, пункт о гарантийном обслуживании товара, послепродажном обслуживании и т. д.). 

Потребитель является слабой стороной по сравнению с продавцом, а в случае с покупателем, не являющимся потребителем, стороны находятся в относительно равном положении.


Таким образом, потребитель и покупатель – это разные правовые статусы субъекта. При этом оба эти понятия могут включать в себя и разные социальные роли.

Например, в случае, когда родитель покупает для ребенка игрушку, родитель выступает как покупатель, а ребенок – как потребитель.


Профессионалы «1С:БухОбслуживание» помогут разобраться в определении сторон договоров и системе их взаимодействия, в  вашем  учёте в разрезе  договоров, а также  специфике взаиморасчётов по договорам.

Возврат к списку